Призыв граждан на военную службу
В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с 1 октября начинается осенняя, а с 1 апреля - весенняя призывные кампании.
Всем гражданам в возрасте от 18 до 27 лет, состоящим на воинском учете или не состоящим, но обязанным состоять на воинском учете, не имеющим отсрочку от призыва на военную службу, или своевременно не оформившим отсрочку от призыва на военную службу, безотлагательно надлежит явиться в военный комиссариат по адресу: г. Москва, ул. Лобачевского, д. 98. корп. 2. кабинет № 110 с понедельника по четверг с 9:00 до 13:00.
При себе иметь паспорт (иной документ, удостоверяющий личность, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву).
В случае неявки без уважительных причин гражданами на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанные граждане считаются уклоняющимися от военной службы и привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае признания призывной комиссией гражданина, достигшего 27 летнего возраста, непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, он получает справку взамен военного билета и ограничения на 10 лет по трудоустройству на государственную службу.
Памятка
об основных аспектах призыва на военную службу
и порядке рассмотрения заявлений граждан о предоставлении права
на прохождение альтернативной гражданской службы
1. Введение
2. Перечень основных нормативно-правовых актов, регулирующих призыв на военную службу
3. Медицинское освидетельствование призывников
4. Категории годности к военной службе
5. Призывная комиссия: полномочия и обязанности
6. Освобождение от призыва на военную службу
7. Отсрочки от призыва на военную службу
8. Альтернативная гражданская служба
9. Порядок реализации права на альтернативную гражданскую службу
10. Перечень оснований для отказа в замене военной службы АГС
11. Процедура реализации права на АГС (схема)
1. Введение
С 1993 года в Российской Федерации утратил силу Закон СССР «О всеобщей воинской повинности», вместо него сегодня действует Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе». Изменилось не только название закона, но и подход к исполнению воинской обязанности. Вместо всеобщей воинской повинности теперь призывают на военную службу столько граждан, сколько требуется Вооруженным Силам. Два раза в год Указом Президента определяется количество граждан, которое необходимо призвать на военную службу.
Призыв на военную службу организуют военные комиссариаты, которые, в свою очередь, подчиняются командованию военного округа, а военные округа в этом направлении своей деятельности подчиняются Главному организационно-мобилизационному управлению Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.
Осуществляют призыв на военную службу призывные комиссии муниципальных образований, а также призывные комиссии субъекта Российской Федерации, создаваемые решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (ст. 26, 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Сроки призыва установлены - с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря, за некоторым исключением (к примеру, для категорий граждан, проживающих в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; проживающих в сельской местности и непосредственно занятых на посевных и уборочных работах; для граждан, являющихся педагогическими работниками образовательных организаций).
По указам Президента Российской Федерации в последние годы на военную службу призывалось порядка 150 тысяч человек в рамках одной призывной кампании. Однако постепенно эта цифра уменьшается и весной-летом 2017 года она составила 142 тысячи, осенью-зимой - 134 тысячи человек.
При этом, по словам заместителя начальника Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, каждую призывную кампанию призывные мероприятия проходят порядка 640-650 тысяч человек (то есть в 4 раза больше, чем призывается на военную службу).
В Москве это соотношение еще нагляднее. По экспертным оценкам при задании на призыв около 5 тысяч граждан, призывные мероприятия проходит около 50 тысяч человек. Таким образом, в действительности проблемы дефицита призывного ресурса или уклонения граждан от призыва на военную службу не существует.
2. Перечень основных нормативно-правовых актов, регулирующих призыв на военную службу
- Конституция Российской Федерации:
- Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»;
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. 113-Ф3 «Об альтернативной гражданской службе» (далее - «ФЗ об АГС»);
- Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663 (далее - «Положение о призыве»);
- Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановление Правительства РФ от 04 июля 2013 г. № 565 (далее - «Положение о ВВЭ»);
- Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденная Приказом Министра обороны РФ от 02 октября 2007 г. № 400 (далее - «Инструкция по призыву»);
- Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утв. Приказ Министра обороны РФ № 240, Минздрава РФ № 168 от 23 мая 2001 г. (далее - «Инструкция по медицинскому освидетельствованию»);
- Приказ Министра обороны РФ от 16 сентября 2015 г. № 533 «Об определении форм документов, заполняемых врачами-специалистами, врачами, руководящими работой по медицинскому освидетельствованию граждан, при первоначальной постановке граждан на воинский учет, при призыве граждан на военную службу...»
3. Медицинское освидетельствование призывников
Процедура призыва на военную службу состоит из трёх этапов:
1. Медицинского освидетельствования, по результатам которого гражданину определяют категорию годности к военной службе;
2. Заседания призывной комиссии, на котором принимается решение призвать гражданина или нет;
3. Отправки к месту прохождения военной службы.
Этап №1
Работа по изучению здоровья будущего призывника ведётся поликлиниками до 16 лет. В год достижения 17 лет гражданина ставят на воинский учет. Дальнейшим изучением его состояния здоровья для определения категории годности занимается военный комиссариат.
Этап №2
Медицинское освидетельствование.
Непосредственно медицинское освидетельствование призывника возможно проводить исключительно в рамках призыва на военную службу и в сроки, установленные законом. Вызову на медицинское освидетельствование не подлежат граждане, имеющие отсрочку от призыва, например, в связи с получением высшего образования.В ходе медицинского освидетельствования врачи-специалисты, выносят заключение о категории годности призывника к военной службе на основании:
-анамнеза;
-клинико-инструментального исследования;
- непосредственной оценки состояния здоровья.
Результаты медицинского освидетельствования призывника записываются в дело с протоколами заседаний призывной комиссии. Призывнику устанавливается категория годности к военной службе.
4. Категории годности к военной службе
Категория годности определяется по Расписанию болезней, утвержденному Положением о ВВЭ. После буквенного обозначения каждой категории может значиться цифра 1, 2, 3, 4 (например, А1, БЗ), которая является показателем предназначения и учитывается в выборе рода войск при призыве на военную службу. Показатель предназначения определяется по Приложению к Расписанию болезней.
Категории годности к военной службе:
А - годен к военной службе
Заключение по данной категории годности к военной службе выносится гражданам, у которых заболевания отсутствуют или имеющиеся отдельные хронические заболевания либо физические недостатки не ограничивают способность исполнять обязанности военной службы;
А1 — Годен без ограничений, патологий и отклонений в здоровье не имеет, серьёзных заболеваний не имел.
А2 — Годен с ограничениями на нагрузку с последующим отбором, серьёзно болел, перенёс серьёзную травму (перелом или сотрясение мозга). Не препятствует прохождению службы в войсках специального или особого назначения.
АЗ — Годен с ограничением на нагрузку с последующим отбором, показатель предназначения 3 означает, что обнаружены небольшие трудности со зрением (например, близорукость менее 2 диоптрий).
А4 — Годен с ограничением на нагрузку с последующим отбором, показатель предназначения 4 означает, что обнаружены небольшие трудности со стопой (например, плоскостопие 1 степени).
Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями
Заключение по данной категории выносится гражданам, у которых имеются хронические заболевания или физические недостатки с редкими обострениями либо с незначительными нарушениями функций органов и систем. Ограничения касаются только вида, рода войск, в которых гражданин может проходить службу и ряда военноучетных специальностей. Такие граждане не могут быть призваны, например, в ВДВ.
Б1 — Части специального назначения, морской пехоты, воздушнодесантные, военно-воздушные силы, десантно-штурмовые воинские части, пограничные войска федеральной пограничной службы РФ.
Б2 — Подводные лодки, надводные корабли; водители и члены экипажей танков, самоходно-артиллерийских установок, инженерных машин на базе танков и тягачей.
Б3 — Водители и члены экипажей боевых машин пехоты, бронетранспортеров и пусковых установок ракетных частей; другие части внутренних войск МВД РФ, караульные части; химические части, специалисты заправки и хранения горючего; зенитноракетные части.
Б4 — Спецсооружения, специалисты охраны и обороны боевых ракетных комплексов; части связи, радиотехнические части; остальные части вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
В – ограниченно годен к военной службе
Заключение выносится гражданам, имеющим заболевание, которое ограничивает способность исполнять обязанности военной службы. Решением призывной комиссии они освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас. Им выдается военный билет;
Г – временно не годен к военной службеПри заболевании или увечье, сопровождающемся нарушением функций органов и систем обратимого характера, гражданин признается временно не годным на срок не более 12 месяцев. Решением призывной комиссии ему предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. За время, на которое предоставлена отсрочка, он подлежит обследованию, наблюдению или лечению.
Д – не годен к военной службе
Заключение по данной категории выносятся гражданам, у которых нарушение жизнедеятельности вследствие болезни или увечья привело к стойкой утрате способности исполнять обязанности военной службы. Решением призывной комиссии они снимаются с воинского учета. Им выдается военный билет.
5. Призывная комиссия: полномочия и обязанности
В соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в состав призывной комиссии включаются:
— глава муниципального образования или его заместитель - председатель призывной комиссии;
— военный комиссар или начальник отделения призыва - заместитель председателя комиссии;
— секретарь комиссии;
— врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
— представитель органа внутренних дел (ОВД):
— представитель органа образования;
— представитель центра занятости (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).
Полномочия призывной комиссии района:
В компетенцию районных призывных комиссий входит организация медицинского освидетельствования, а также принятие следующих решений:
— о призыве на военную службу;
— о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и о направлении на льтернативную гражданскую службу;
— о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
— об освобождении от призыва на военную службу;
— о зачислении в запас;
— об освобождении от исполнения воинской обязанности;
— о признании гражданина не прошедшим военную службу без законных оснований для отсрочки или освобождения;
— принятие решения о направлении граждан, желающих поступить в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования для прохождения вступительных испытаний или об отказе в таком направлении.
Порядок принятия решений призывными комиссиями
Из приложения № 33 к Инструкции но призыву и Положения о призыве:
• Председатель призывной комиссии доводит до призывника персональный состав призывной комиссии.
• Врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, докладывает результаты медицинского освидетельствования гражданина, заключение о категории его годности к военной службе, показатели предназначения к прохождению военной службы.
• Военный комиссар докладывает членам призывной комиссии обоснованные предложения о предварительном предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации или о необходимости освобождения его от призыва на военную службу, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
• Члены призывной комиссии уточняют у гражданина состав семьи, материальное положение, жилищные условия, его заработок и заработок членов его семьи, образование, наличие военно- учётной специальности, наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений.
• Решение призывной комиссии принимается большинством голосов, о чём производится запись в протоколе заседания призывной комиссии. По отдельным вопросам устанавливается, что решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии11, простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии.
• Решение призывной комиссии заносится в протокол заседания призывной комиссии. В конце рабочего дня протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
• Призывная комиссия принимает решение в отношении гражданина только после вынесения заключения о категории его годности к военной службе по состоянию здоровья (о медицинском освидетельсгвовании будет подробнее рассказано далее).
Утверждение (отмена) решений призывных комиссий
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации:
— организует контрольное медицинское освидетельствование (далее - «КМО») граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья;
— КМО проводится для граждан, заявивших о несогласии с заключениями о своей годности к
военной службе по результатам медицинского освидетельствования;
— проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.
Все решения призывной комиссии района об освобождении или отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья направляются с личными делами в вышестоящую призывную Комиссию. При обнаружении оснований гражданин вызывается на очное КМО.
Решения призывной комиссии по вопросам замены военной службы альтернативной гражданской службой (АГС) не могут быть отменены вышестоящей призывной комиссией.
6. Освобождение от призыва на военную службу
Статья 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»
От призыва на военную службу, независимо от их волеизъявления, освобождаются категории граждан:
— признанные ограниченно годными («В») к военной службе по состоянию здоровья;
— признанные не годными («Д») к военной службе по состоянию здоровья;
— прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Правом на освобождение от призыва на военную службу также могут воспользоваться граждане:
— имеющие ученую степень;
— являющиеся сыновьями (родными братьями); военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (и военные сборы), погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.
Не подлежат призыву на военную службу также граждане:
— отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
— имеющие неснятую или непогашенную судимость;
— подозреваемые, обвиняемые, подсудимые.
7. Отсрочки от призыва на военную службу
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» отсрочки от призыва на военную службу предоставляются:
— временно не годным (категория годности «Г»);
— занятым постоянным уходом за близким родственником (инвалидом I группы);
— опекунам/попечителям братьев (сестер);
— отцам-одиночкам;
— имеющим двух и более детей;
— имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет;
— имеющем ребенка и жену, срок беременности у которой 26 недель;
— поступившим на правоохранительную службу при наличии у них высшего образования, полученного в ведомственном ВУЗе, и специальных званий;
— депутатам всех уровней;
— кандидатам на должности, избираемые на прямых выборах.
Имеют право на отсрочку для получения образования граждане, обучающиеся по очной форме по аккредитованным программам (пункт 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»):
— в школе;
— на некоторых подготовительных курсах;
— в колледже (техникуме);
— в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре;
— в духовных образовательных организациях высшего образования.
ВАЖНО! Право на отсрочку сохраняется при переводе в другой ВУЗ или другую программу того же уровня образования или при нахождении гражданина в академическом отпуске при условии, что срок обучения не будет увеличен или будет увеличен не более чем на один год. Такое же право имеют студенты, восстановившиеся на тот же курс после отчисления из учебного заведения по собственной инициативе.
8. Альтернативная гражданская служба
В Российской Федерации признается право отказ от военной службы по убеждениям совести или вероисповеданию на основании статьи 59 (часть 3) Конституции Российской Федерации:
Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Альтернативная гражданская служба (АГС) — это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
Срок альтернативной гражданской службы составляет 21 месяц (в случае прохождения данной службы в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов – 18 месяцев).
— Коротко об АГС: сайт AGS-INFO.RU, а также на сайте Минобороны.
— Подробно об АГС: книга «Альтернатива призыву: тем, кто делает выбор».
9. Порядок реализации права на альтернативную гражданскую службу
В силу статьи 10 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» порядок реализации права на альтернативную гражданскую службу включает в себя перечень мероприятий, последовательность которых изменять нельзя. Последовательность такова: 1) подача гражданином соответствующего заявления; 2) рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене; 3) явка гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу; 4) явка гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.Гражданина НЕЛЬЗЯ вызывать на медицинское освидетельствование до того, как его заявление о замене военной службы на АГС будет рассмотрено в заседании призывной комиссии. Это незаконно!
Гражданин, желающий реализовать право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, должен подать соответствующее заявление не позднее чем за 6 месяцев до начала призывной кампании, в который он будет подлежать призыву на военную службу, а именно:
до 1 апреля — граждане, подлежащие призыву на военную службу в октябре - декабре текущего года;
до 1 октября — граждане, подлежащие призыву на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
ВАЖНО: Пропуск гражданином срока не лишает его права на подачу соответствующего заявления. В таком случае призывная комиссия обязана рассмотреть как заявление, так и причины подачи его с нарушением срока.
В случае, если такие причины будут признаны уважительными, комиссия обязана восстановить срок и принять решение по заявлению (см. Определение Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 г. № 447-О)
Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву на АГС, должны обосновать наличие идейного противоречия между своими убеждениями или верой и практикой военной службы.
Обосновать граждане должны именно противоречие их взглядов прохождению военной службы. Факт наличия соответствующих убеждений граждане доказывать НЕ ОБЯЗАНЫ. Государство обязано исходить из презумпции добропорядочности граждан, изъявивших желание пройти альтернативную гражданскую службу до тех пор, пока призывная комиссия не обладает документами или иными данными, которые противоречат доводам призывника или опровергают их.
Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:
— выступления на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
— анализа документов, представленных гражданином;
— анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.
10. Перечень оснований для отказа в замене военной службы АГС
Перечень является закрытым, не подлежит расширительному толкованию и включает в себя следующие основания:
— пропуск срока подачи заявления (если срок не может быть восстановлен!);
— характеризующие документы и иные данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
— в заявлении на АГС и приложенных документах указаны заведомо ложные сведения;
— гражданин дважды не явился без уважительной причины на призывную комиссию. В иных случаях призывная комиссия обязана выносить положительное решение о замене военной службы по призыву на АГС. Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Однако такое решение комиссии гражданин вправе обжаловать в суд, что приостановит его действие до момента вступления в силу решения суда.11. Процедура реализации права на АГС (схема)
Разъяснения законодательства о правах и обязанностях
лиц призывного возраста
Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы устанавливается Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Указанный закон устанавливает формы реализации этой обязанности: воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии со ст. 22 указанного закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Для отдельных категорий граждан предусмотрено право на освобождение от призыва на военную службу и право на отсрочку от призыва. Отсрочка от призыва на военную службу - это временное освобождение граждан от призыва на военную службу, осуществляемое решением призывной комиссии по основаниям и в порядке, установленным законодательством. По истечении срока действия отсрочка либо продлевается, либо гражданин подлежит призыву на военную службу. Отсрочка может предоставляться на срок до одного года.
Призыв на военную службу граждан включает явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Установлен перечень уважительных причин неявки гражданина по повестке при условии документального подтверждения (п. 2 ст. 7 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ):
1. Заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности.
В этом случае нужно представить в соответствующий отдел военного комиссариата один из документов:
- листок нетрудоспособности;
- медицинскую справку о нахождении на стационарном лечении;
- иной документ, подтверждающий данные обстоятельства.
2. Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц.
В военный комиссариат надо представить документы, подтверждающие заболевание или смерть близкого родственника.
3. Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина (например, стихийное бедствие).
В такой ситуации необходимо представить документальное подтверждение, полученное, например, в органе местного самоуправления по месту жительства, о причинах неявки по повестке военного комиссариата.
4. Иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.
В любом случае по окончании действия срока уважительной причины для неявки по повестке гражданин обязан незамедлительно без дополнительного вызова явиться в соответствующий отдел военного комиссариата.
В ст. 21.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от медицинского обследования. По данной статье также подлежат административной ответственности граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет или при призыве на военную службу временно негодными к военной службе, в случае их повторного отказа или уклонения от медицинского обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет.
В случае уклонения призывника от медицинского обследования или неявки на призывной пункт с результатами обследования для повторного медосвидетельствования военный комиссар в установленном порядке извещает органы внутренних дел о необходимости розыска гражданина и административного задержания, при этом виновный может быть привлечен к административной ответственности.
Административная ответственность также предусмотрена за умышленную порчу или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату.
Статьей 328 Уголовного Кодекса за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы предусмотрена уголовная ответственность.