Информационное письмо об усилении должностными лицами органов местного самоуправления контроля в сфере госзакупок
Информационное письмо об усилении должностными лицами органов местного самоуправления контроля в сфере госзакупок
Межрайонной прокуратурой в 2020 году проведен ряд проверок в отношении действующих муниципальных контрактов. Выявлены характерные нарушения законодательства в сфере закупок.
Например, выявлен контракт, по которому исполнитель обязуется в объеме и в соответствии с техническим заданием оказать услуги в области муниципальных закупок и снабжения для нужд заказчика.
Услуги оказываются согласно номенклатуре услуг, закрепленной в техническом задании в отношении следующих конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков): открытого конкурса в электронной форме; аукциона в электронной форме; запроса котировок в электронной форме; закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ-44) заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе для разработки документации о закупке, размещения в единой информационной системе и на электронной площадке информации и электронных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направления приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, специализированной организации могут быть переданы только «технические функции». В рамках гражданско-правового договора специализированная организация вправе оказывать методическую помощь заказчику при публикации плана-графика, отчетов и пр. В данном случае специализированная организация привлекается для оказания консультационных услуг, но не выполнения функций, которые возложены на заказчика.
Часть 1 ст. 40 ФЗ-44 также определяет функции, осуществление которых специализированной организации передаваться не может: создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен указанных единиц, предмета и иных существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, документации о закупке и подписание контракта осуществляются заказчиком.
В соответствии с ч.2 ст. 8 ФЗ-44 запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона.
Кроме того, включение в контракт вышеуказанных обязанностей исполнителя противоречит основным принципам контрактной системы в сфере закупок, установленным в ст. 6 ФЗ-44.
Вышеуказанная информация доводится целях исключения впредь подобных нарушений. Предлагаю руководителям органов местного самоуправления усилить контроль за исполнением законодательства в сфере госзакупок.
Межрайонный прокурор К.В. Простаков